ГРЕЦИЯ 2016. РОДОС. ПЕРЕЗАГРУЗКА. Часть 4. 28/06/2016г. Сиана, Монолитос, Эмбона, Храм святого Некта

28 июня 2016 г. Сегодня мы запланировали продолжительный экскурсионный маршрут. Сначала решили отправиться в Сиану, по дороге мимо аэропорта, через Критинию.

Эгейское побережье, как всегда, немноголюдно и очень живописно. Море здесь бирюзового цвета, прохладное и неспокойное. Вдоль побережья расположены 2 таверны с собственными пляжами: Диониссис Стеки и Порто Антико.

По одной из легенд своим названием Эгейское море обязано афинскому царю Эгею, чей сын Тесей отправился на о. Крит, чтобы сразиться с грозным Минотавром и освободить город от дани. Он пообещал отцу, что если победит, то вернется на корабле под белыми парусами, а к острову Тесей отправился с парусами печали и уныния - черными. Тесей победил Минотавра, но возвращаясь забыл поменять паруса. Тем временем, Эгей с нетерпением ждал возвращения сына. И, увидев черные паруса, стремительно приближавшиеся к берегу, думая, что Тесей погиб, в отчаянии бросился со скалы в морские волны. С тех давних времен море зовется Эгейским.

Критиния. Мы проехали мимо, не поднимаясь к замку, так как маршрут на сегодня запланирован достаточно насыщенный. По дороге сделали пару фото и поехали дальше. Необычное название поселка происходит оттого, что первые жители этого селения прибыли с Крита.

Критиния - венецианский замок XVI века. Отсюда открывается отличный вид на море и близлежащие острова. Форт был построен рыцарями Ордена Св. Иоанна, и это место было выбрано как раз из-за того, что отсюда открывается всесторонний обзор на море, что позволяло легко контролировать противника.

В 1480 году, когда остров пытались захватить турки-османы, сюда было направлено 100 тысяч турецких солдат. Несмотря на то, что численность рыцарских войск была гораздо меньше, в той битве им удалось отстоять остров, и турки были вынуждены отступить. В той битве крепость понесла большой ущерб, но Рыцари не стали терять время на её перестройку, и было решено сделать это позже.

Сегодня замок практически разрушен, и сохранились только его стены, но над входом по прежнему видны гербы двух Великих Магистров, правивших Родосом в ту эпоху. Здесь также можно увидеть руины небольшой византийской церкви. В наши дни была начата программа по восстановлению замка.

Проезжаем через одну из многочисленных греческих деревень.

Путь до Сианы тянется по узким, извилистым горным дорогам вверх в горы. Великолепные виды на побережье и близлежащие островки всю дорогу.

Такие виды требуют остановки. Встаем на одной из смотровых площадок и минут 10-15 уходит на незапланированную фотосессию.

1. СИАНА

Деревня Сиана (или Сьяна) на склоне горы Акрамитис, названа в честь святой Анны – матери Девы Марии. Деревня представляет собой всего лишь одну протяженную улицу, полукругом зажатую между горой и обрывом - в форме своеобразного амфитеатра, и вдоль этой улицы тянутся многочисленные лавки, магазины, таверны.

В самом центре поселения находится православный Храм Святого Пантелеймона, построенный еще в XIV веке.

Святого Пантелеймона очень почитают на Родосе и в самой Греции. По преданию, он происходил из города Никомедия, находившегося недалеко от Константинополя, из состоятельной семьи. Мать его была христианкой, отец – язычником. Так как его мать рано умерла, отец воспитывал его в языческой вере, а кроме того, отдал обучаться врачеванию. Уже будучи известным врачом, он обратился в христианство, с тех пор он стал лечить всех – и богатых, и бедных, и денег за это не брал.

Слава о нем разнеслась далеко, у многих врачевателей того времени она вызывала лютую зависть, и вскоре на него нанесли императору, ярому язычнику. Пантелеймона схватили, пытали (правда, во время некоторых пыток он произносил молитвы, что помогло ему избежать мучений – кипяток стал холодной водой, и голодные звери не кинулись на него), но он не отказался от своей веры. Тогда ему отрубили голову, а тело бросили в костер. Но тело не сгорело, а было погребено христианской общиной. Голова Пантелеймона в качестве одной из великих святынь хранится на святой горе Афон. Православные почитают его как Целителя – Бессребреника.

В церкви Святого Пантелеймона в Сиане тоже есть святые мощи – там хранится часть ключицы великомученика. Мощи выносят, как правило, только по праздникам или для больших групп туристов, в том числе и для русских паломников.

Святой Пантелеймон помогает в исцелении различных болезней и укреплении здоровья, появлении долголетия в целом. Кроме того, святой великомученик покровитель не только больных, но и врачей. Некоторые медицинские работники обращаются к нему за помощью перед важной операцией или любым другим трудоемким делом.

Когда мы вошли в храм, было пусто. Автобусы с туристами еще не приехали. С нами осматривала храм еще одна семейная пара. Минут через 10 вышел отец Георгий, вынес мощи и дал приложиться к святыне. В храме святого Пантелеймона можно также взять чеканку на плотной фольге как всего тела человека, так и отдельного органа, подлежащего исцелению. Вешаются они под иконой святого. Мы тоже прикрепили 2 такие чеканки (по 2 евро) на здоровье детей к иконе святого. Еще купили освященные крестик, икону святого Пантелеймона.

Сиана славится знаменитым мёдом разных сортов, оливковым маслом, а также традиционным Родосским напитком «Сунна». Абсолютно все продукты и напитки можно продегустировать и приобрести в местных тавернах или в небольших лавках. В одном из магазинов мы обнаружили мини-музей предметов быта, посуды, кухонной утвари.

Все торговые магазинчики расположены вокруг центральной площади, в непосредственной близости с Храмом Святого Пантелеймона. Мы купили в Сиане баночку верескового меда за 10 евро, мороженного. Рядом с магазином на центральной площади есть столики , где можно перекусить. Мы передохнули и поехали дальше, в Монолитос...

2. МОНОЛИТОС

Монолитос - один из средневековых замков-крепостей, построенных на Родосе. Он расположен на западном побережье, на берегу Эгейского моря, на скале высотой около 250 метров. Построен в 1476 году на основании более старой византийской крепости. Представляет собой двухуровневую крепость с башней-донжоном на верхнем уровне и стенами по краю скалы..

В эпоху Средневековья укрепление имело важнейшее стратегическое значение, ведь оно позволяло еще издалека заметить корабли неприятелей и заблаговременно оповестить население об опасности. Фортификационная постройка превосходно выполняла свои функции, и никто ни разу не смог ее захватить.

Несколько веков спустя надобность в защите отпала, замок пришел в упадок, основная его часть разрушилась. К настоящему времени остались лишь руины каменного стража, но и этого хватает, чтобы почувствовать дух средних веков и насладиться шикарными видами.

Как и в других замках Родоса - наверх ко входу ведет каменная лестница. Когда смотришь на замок и туристов, гуляющих по нему, с автотрассы, становится жутковато от высоты и обрывов. Внизу же, у подножия лестницы, все выглядит более спокойно.

По пути к замку нам встретилась такая вот аллея камней. Кто-то построил из камушков фигурки, пирамидки, статуи...

Идти по лестнице вверх было не страшно, только жарко и очень скользко. Необходима комфортная, удобная обувь для лазания по горам.

Вход в крепость, точнее то, что от нее осталось бесплатный. В замке есть действующая маленькая церковь - белокаменная часовня Св. Панетелеймона 15 века, причем даже сегодня она действующая. Внутри можно поставить свечу. Внутри очень атмосферно и уютно...

Ну и главное, конечно, это виды, открывающиеся с Монолитоса. На горы, море, леса... Чувствуешь себя песчинкой в огромном океане...

Руины более древней часовни.

Наверху было очень жарко и ветрено. Площадь крепости небольшая. На осмотр и фото у нас ушло минут 30.

Дорога вниз. Камни нагрелись на солнце, стали еще более скользкими. В такую жару не хочется одевать кроссовки, но для подъемов-спусков с гор это необходимо. Благополучно спустившись вниз, мы отправились в Эмбону - центр виноделия на Родосе.

3. ЭМБОНА

Деревня Эмбона расположена в живописной местности, у подножия горы Атавирос. Мягкий, комфортный климат обеспечивает прекрасный вкус и аромат винограда, из которого рождается греческое вино. В Эмбону привозят огромное количество туристов. Здесь можно купить вино как промышленного производства, так и домашнее.

В прошлый наш визит в эту деревню, в далеком 2014 году, мы купили все местные продукты: вино, масла, мед, сувениры в магазине, расположенном на трассе, перед Эмбоной. Сейчас мы решили сразу ехать в деревню, без остановок, чтобы посмотреть чем нас удивят местные торговцы и виноделы.

В деревне было тихо и умиротворенно, ни души. Сиеста...

Прямо на въезде в Эмбону есть супермаркет, где мы купили детям соки-воды. А чуть дальше начинаются магазины местных виноделов. В один из них мы и зашли. Хозяин с порога предложил пройти на дегустацию. Неожиданно))) Да и жарковато для дегустации, а ведь еще предстоял путь домой.

Сувенирные магазины, Эмбона.

В одном из магазинов нас все-таки уговорили. На вопрос: "А как же мы доедем до дому?", хозяйка достала оливки, домашний хлеб, домашнее оливковое масло, сыр. Пир горой))) Можно и попробовать. Итак, в Россию из Эмбоны поехало домашнее розовое вино, лимонная и кедровая сума (греческая самогонка). Все покупки на 22,5 евро. Уже дома, в России, нам больше понравилась лимонная сума.

Ну а мы едем дальше... На поиски святого Нектария.

4. ХРАМ СВЯТОГО НЕКТАРИЯ И ЕГО ПОИСКИ.

По пути к храму святого Нектария мы проезжали заброшенный поселок Элеуса (Ελεούσα), который находится в 40 км. от города Родос, у подножия покрытого соснами и кипарисами горного массива Профитис Илиас, названного в честь библейского Пророка Илии. Поселок Элеуса был построен переселенцами из итальянских провинций Трентино-Южный Тироль в 1935-1936 г., как сельскохозяйственная колония и назывался Кампочиаро.

Каждый прибывший сюда получал дом с земельными участком. Здесь были католическая церковь, школа, коммунальные услуги, медобслуживание, магазины и даже кино. Все эти здания группировались вокруг прямоугольной площади. Сейчас здесь все заброшено, за исключением церкви, которая была преобразована в православную и переосвящена в честь иконы Богородицы Агиа Елеуса («Умиление»). Церковь была закрыта, зайти в нее не удалось.

Два заброшенных здания расположены на центральной площади Элеусы. Первое - длинный двухэтажный дом. Возможно, на первом этаже была торговая галерея и таверна с камином. На втором этаже жилые комнаты. Но это не просто коробка, а каждая комната изначально проектировалась для определенных людей. В 1948 году, когда Родос стал принадлежать Греции, в этом здании расположился туберкулезный санаторий. Заброшен в 1970 году.

Второе здание - дом с колоннами. Вероятно, административное здание (мэрия) или гимназия. Внутри все скучно - комнаты, выкрашенные казенной краской.

4.1. ХРАМ СВЯТОГО НЕКТАРИЯ

По дороге к храму святого Нектария мы заблудились, сделали крюк на Аполлонию, вернулись. Уже потеряли надежу его увидеть, и тут вдруг нарисовался оазис - огромный платан, питьевой источник, храм. Оказалось, что это он и есть!!!

Двигаясь по трассе от Родоса к Линдосу, необходимо свернуть по указателю к Семи источникам, но проехать дальше на несколько километров в сторону деревни Архиполи, немного до нее не доезжая. Храм виден с дороги, поэтому проехать мимо практически невозможно.

У входа в церковь паломники умываются святой водой из источника, где можно прочитать на греческом «умывая руки и лицо позаботьтесь о чистоте своей души». Такая же надпись-анаграмма есть при входе в софийский собор в Константинополе.

Первое, на что падает взгляд – это огромное дерево-долгожитель. В Греции дольше всего живут оливковые деревья и платаны – их возраст может достигать нескольких веков, если не тысячелетий, и этот возраст отражается на огромных, узловатых стволах.

Платан - старейшее дерево на острове Родос. Размеры дерева действительно впечатляют – обхватить его сможет разве что целая семья, а разъем внутри его ствола напоминает скорее пещеру, чем дупло дерева. Внутри помещается стоя до дюжины человек, а несколько лет назад, почти как в сказке, там стояли стол со стульями.

Изнутри этой «живой комнаты» можно выглянуть в маленькое дупло-окошко и это может стать одной из самых необычных фотографий в вашем семейном архиве.

Напротив платана – живописная лестница, что ведет на холм к храму и колокольне Святого Нектария.

Сама история жизни святого Нектария довольно поучительна. Он родился в бедной семье во Фракии 1 октября 1846 года (при рождении имел имя Анастасий). В возрасте тридцати лет он принял постриг и сменил имя, данное при рождении, на церковное – Нектарий. Через короткий срок Патриарх Александрии Софроний возвел его в сан епископа, но впоследствии, поддавшись на злобные наветы недоброжелателей, Патриарх запретил Нектарию епископское служение.

После длительных уговоров Нектария определили странствующим проповедником на остров Эвбей, где он и работал до 1894 года, пока не был назначен на должность директора в одной из церковных школ Афин. Нектарий много писал, а по выходу на пенсию переселился в разрушенный монастырь в Эгине, который впоследствии и восстановил. Однако святым Нектарий был признан гораздо позднее. 8 ноября 1920 года в афинской больнице после долгой болезни Нектарий окончил свой земной путь. В этой же больнице явилось первое чудо – свитер, который сиделка сняла с Нектария и положила на соседнюю кровать, где лежал больной параличом, издал чудное благоухание, а паралитик излечился. Это благоухание не проходило долгое время, поэтому в комнате, где было тело чудотворца, устроили часовню.

Второе чудо произошло через три года, когда по обычаю был вскрыт гроб, а мощи Нектария остались нетленными. На данный момент эти мощи хранятся в храме монастыря. В храм святого Нектария на Родосе ежегодно приезжает множество православных паломником, чтобы помолиться святому о здоровье.

Память святого Нектария празднует 9 ноября. Церковь в Архиполи построена в 20 веке на деньги паломников, чьи имена можно найти при входе. В эту церковь несколько лет назад с Эгины привезли частицу мощей святого Нектария. Святого Нектария канонизировали в 60-е годы и причислили к лику святых. Его почитание в Греции можно сравнить с почитанием русского Серафима Саровского.

5. ПЛЯЖИ

Достопримечательностей на один день более, чем достаточно!!! Родос по площади остров небольшой, расстояния от одной исторической местности до другой смешные по сравнению с другими странами. На часах было около 18-00. Вечер мы решили провести на пляже. Сначала отправились в Калифею. Доехали, посмотрели на каменистые, мелкие пляжи. Развернулись и поехали обратно, в Фалираки, на ужин, в одну из таверен, в которой останавливались пару лет назад (Таверна Нектар), рядом с супермаркетом SuperValue. Она оказалась закрыта.

Недолго думая, поехали на пляж Цамбика, с заездом на ужин в таверну Эдем.

Taverna Edem, Tsampika Beach, Колимбия 851 02, Греция

Cтолики на улице под навесом, детская игровая площадка, зеленая территория, добродушный персонал, великолепная домашняя настоящая греческая кухня. Обед на 4-х: гирос, 2 мусаки, детское меню (наггетсы+фри), напитки - стоил 52 евро. В качестве комплимента принесли арбуз и мороженное. Дети были счастливы)))

На пляже Цамбика вечером тихо и немноголюдно. Красота!!! Вода чистая и прохладная.

При купании в море ноги обжигали какие-то мелкие рыбешки или медузы. Повалялись на пляже 1,5 часа и домой, в Коскину, отдыхать...